Этапность работы по написанию исследовательских работ учащихся
Этапы НИД:
1 – этап выбора темы исследования, его подготовки и осуществления.
2 – этап оформления работы в печатном и электронном виде.
3 – этап публичной защиты работы и участия в различных конкурсах научных работ.
Выбор темы исследования осуществляется учащимся самостоятельно, исходя из его интересов с учетом способностей и возможностей. Условием успешного выполнения работы является интерес учащегося к проблеме, который не только помогает преодолевать любые трудности, неизбежные в процессе работы, но и помогает реализовать творческие способности учащегося.
Задачи научного руководителя на этом этапе следующие:
в процессе беседы с учащимся выявить интересы учащегося, с учетом его способностей и возможностей определить область приложения творческих способностей, совместно с учащимся сформулировать тему исследования (окончательный вариант названия работы, точно соответствующий её содержанию, обычно формулируется к моменту окончания исследования).
Практикум "Технология подготовки и проведения учебного исследования"
наметить план работы (не исключено, что первоначальный план будет изменяться и корректироваться, т. к. в творческом исследовании план не должен связывать развитие идеи и замысла исследования при условии сохранения стратегической линии в работе и выполнения её в установленный срок), определить методы исследования, базу исследования, инструментарий;
наметить библиографический список по теме исследования ( минимальное количество изданий должно быть не менее 5-ти);
осуществлять общее руководство, давать рекомендации и консультации по ходу работы.
Исследовательская работа представляется на рецензию научному руководителю в напечатанном виде в соответствии с правилами оформления (минимальное количество страниц работы, включая титульный лист и список библиографии - 15), работа также представляется в электронном виде на дискете. Руководитель читает работу, оценивает (выставляет оценку по пятибалльной шкале), пишет рецензию, с указанием достоинств и недостатков работы. В процессе подготовки учащегося к защите работы обсуждаются возможные варианты устного доклада (стандартное время доклада – 10 минут), прорабатываются возможные варианты вопросов к докладчику и вид демонстрационных материалов. Желательно провести репетицию выступления, так как хорошо подготовленное выступление во многом определяет успешную защиту работы.
Практикум «Технология подготовки и проведения учебного исследования»