Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Дыягнастычныя інструменты

Дата: 5 января 2023 в 22:03, Обновлено 5 января 2023 в 22:17
Автор: Камера Л. Н.

Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций"  Б.С.Круглов

(адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича)

Ход работы: учащимся предлагается две инструкции:
Инструкция 1: "Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Укажите, какие из них являются для Вас ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимый – 5)"

БЛАНК 1. (Т – ценности)

Содержание целей (ценностей) жизни

Балл  от 1 до 5

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

Здоровье (физическое и психическое)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Интересная работа

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком )

Свобода как независимость в поступках и действиях

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Хорошие и верные друзья

Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческое деятельности)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

Активная, деятельная жизнь

Равенство (братство, равные возможности для всех)

Инструкция 2: "Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются для Вас нужными, ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)".

БЛАНК 2. (И – ценности)

Качества личности (как ценности)

Балл от 1 до 5

Высокие запросы (высокие притязания)

Чуткость (заботливость)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)

Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

Исполнительность (дисциплинированность)

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Образованность (широта знаний,  высокая общая культура)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения )

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Обработка результатов методики "Определение сформированности ценностных ориентаций":

             Ценностные ориентации разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели  (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
             В первую очередь необходимо определить степень сформированности механизма дифференциации, то есть умение сделать ценностный выбор. Об этом судят по разбросу баллов, которые испытуемый использует для оценок. По этому показателю выделяют три группы испытуемых:

1.     используют все оценки пятибальной шкалы (это свидетельствует о сформированности механизма дифференциации);

2.     пользуются только двумя оценками (механизма дифференциации находится только на начальной стадии формирования);

3.     используют только один балл или вообще не могут дать оценки (это свидетельствует о несформированности механизма дифференциации).

Далее проводится качественный анализ ценностных ориентаций испытуемого – в соответствии с полученным баллом выделяют наиболее и наименее значимые ценности. Такой анализ применим только к первой группе испытуемых. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности. Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики направленности личности, так как показывают незначимость этих целей и средств личности.   Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни.

Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»

 

Тест Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентация – один из наиболее популярных опросников для диагностики ценностно-смысловой сферы личности. Во многом это определяется его простой какдля испытуемого, так и для экспериментатора:

·респонденту вместо ответов на многочисленные вопросы нужно проранжировать (оценить значимость) 36 ценностей (2 группы по 18 в каждой);

·психологу не нужно тратить силы на трудоемкую обработку данных по ключам – достаточно записать ответы испытуемого в сводную таблицу результатов эмпирического исследования.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности

ранг

Инструментальные ценности

ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

 

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

 

Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

 

Здоровье (физическое и психическое)

 

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

 

Интересная работа

 

Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

 

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

 

Исполнительность (дисциплинированность)

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

 

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

 

Непримиримость к недостаткам в себе и других

 

Наличие хороших и верных друзей

 

Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

 

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

 

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

 

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

 

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

 

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

 

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

 

Смелость в отстаивании своего мнения

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

 

Чуткость (заботливость)

 

Счастливая семейная жизнь

 

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

 

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

 

Творчество (возможность заниматься творчеством)

 

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

 

Честность (правдивость, искренность)

 

Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

 

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Выставленные испытуемыми ранги ценностей отражают важность каждой из них.

Важно помнить, что в опроснике Рокича шкалы имеют обратный характер:

·чем меньше ранг, тем выше значимость ценности для респондента;

·чем выше ранг, тем ниже значимость ценности.

 ШКАЛЫ ТЕСТА РОКИЧА

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

Терминальные ценности:

1.     АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

2.     ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

3.     ЗДОРОВЬЕ

4.     ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

5.     КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА

6.     ЛЮБОВЬ

7.     МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

8.     НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ

9.     ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

10.  ПОЗНАНИЕ

11.  ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

12.  РАЗВИТИЕ

13.  РАЗВЛЕЧЕНИЯ

14.  СВОБОДА

15.  СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

16.  СЧАСТЬЕ ДРУГИХ

17.  ТВОРЧЕСТВО

18.  УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

Инструментальные ценности:

1.     АККУРАТНОСТЬ

2.     ВОСПИТАННОСТЬ

3.     ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

4.     ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

5.     ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

6.     НЕЗАВИСИМОСТЬ

7.     НЕТЕРПИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ

8.     ОБРАЗОВАННОСТЬ

9.     ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10.  РАЦИОНАЛИЗМ

11.  САМОКОНТРОЛЬ

12.  СМЕЛОСТЬ

13.  ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

14.  ТЕРПИМОСТЬ

15.  ЧЕСТНОСТЬ

16.  ЧУТКОСТЬ

17.  ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ

18.  ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

·предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);

·индифферентные, безразличные (7-12);

·отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, можно использовать в эмпирических исследованиях для выявления различий в группах или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.